МЕЖДУНАРОДНЫЙ
АЭРОПОРТ
ВОЛГОГРАД

ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
О ПРОФСОЮЗЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ
ВОПРОС/ОТВЕТ
ДОКУМЕНТЫ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
НАПИСАТЬ НАМ
КОНТАКТЫ

8(8442) 261-261
доб. 12-02

+7 (917) 333-66-41

Все права защищены © 2015 - 2024

Первичная профсоюзная организация Общероссийского ПРОФСОЮЗА авиационных работников

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ В СТАЛИНГРАДЕ

 

 

 

Архивные документы

 

 

История развития авиации в Сталинграде

 

Руководство Волгоградского объединенного авиаотряда в 1982 году обратилось с письмом в архивные учреждения г. Москвы и г. Саратова с просьбой подтвердить дату зарождения авиации в Сталинграде.

 

Из предоставленных архивных справок следует, что первые авиаторы появились в Сталинграде в 1932 году и организационно авиаотряд входил в состав Волжского управления сельскохозяйственной авиации, расположенного в г. Саратове.

 

Весной 1932 года из Саратова в Сталинград прибыло звено в количестве 6 самолетов По-2 для работы по борьбе с личинками малярийного комара. Командиром звена был назначен пилот Верёвкин Иван Фёдорович (информация о нём имеется на сайте в разделе "Бессмертный полк"). Руководил оперативным отрядом пилот Анурьев Георгий Алексеевич.

 

В 1932 году было принято решение о строительстве аэропорта Воропоново недалеко от железнодорожной станции имени Максима Горького в г. Сталинграде. В этот же году из Нижне-Волжской авиационной базы Всесоюзного треста сельскохозяйственной и лесной авиации в Сталинград из Саратова были направлены пять самолетов и летно-технический состав.

 

13 января 1933 года для производства полетов на трассе Саратов-Сталинград по обслуживанию Приволжского округа, было принято решение об организации особого отряда в составе: командир отряда - пилот Ефимов; пилоты: ПавловПанфилов, Куликов, Евдокимов; авиатехники: Даниличев, Волоха, Чистяков, Свечин; рабочие: Смирнов В.В., Муштаков, Пушков.

 

10 февраля 1933 года Приказ №11 по Волжскому Управлению сельскохозяйственной авиации объявляется о распределении командного и летно-технического состава по отрядам:

1. Южный отряд, начальник отряда - пилот Анурьев Георгий Алексеевич;

2. Особый отряд связи, начальник отряда - пилот Бибиков Михаил Яковлевич.

Начальником Сталинградского аэропорта был назначен Конев Степан.

Местом базирования летных отрядов стал аэропорт Воропоново в Сталинграде.

 

На основании архивных документов началом создания Волгоградского объединенного авиаотряда можно считать 10 февраля 1933 года.

 

27 февраля 1943 года после изгнания немецко-фашистских захватчиков из Сталинграда, в аэропорту Воропоново начались восстановительные работы и в скором времени он возобновил свою работу. На должность командира Сталинградского авиаподразделения Московского Управления ГВФ 23 февраля 1943 года был назначен старший лейтенант Савельев Виктор Валентинович.

 

17 февраля 1950 года Жвикевич Константин Герасимович был назначен на должность командира 243 авиационного отряда ГВФ в аэропорту Воропоново.

 

30 марта 1951 года на должность начальника Сталинградского аэропорта Московского Управления Гражданского Воздушного Флота был назначен старший лейтенант гражданской авиации Назаренко Василий Семёнович.

 

В 1952 году Приказом Начальника Северо-Кавказского территориального управления Гражданского воздушного флота часть личного состава аэропорта Воропоново была переведена на бывший военный аэродром Гумрак.

 

1 декабря 1952 года на должность начальника Сталинградского аэропорта (Гумрак) Северо-Кавказского территориального управления Гражданского воздушного флота был назначен Панфилов Иван Трофимович, майор гражданской авиации. До своего назначения на эту должность Панфилов И.Т. был заместителем начальника по летной службе Берлинского аэропорта Шёнефельд.

 

В марте 1957 года из аэропорта Воропоново в аэропорт Гумрак были направлены три самолёта Ан-2 с экипажем, а затем ещё два самолета вместе с экипажем.

 

26 июня 1957 года был издан Приказ "Об организации 231 летного отряда, объединенного с аэропортом 1-го класса города Сталинград".

 

8 августа 1957 года Приказом начальника Северо-Кавказского территориального управления ГВФ был организован 231 летный отряд. Первым его командиром и начальником аэропорта одновременно был назначен Панфилов Иван Трофимович.

 

15 августа 1957 года была создана инженерно-авиационная служба в составе 231 летного отряда. Первым начальником службы был назначен инженер Матвеев Павел Дмитриевич.

 

В августе 1957 года 231 летный отряд приступил к эксплуатации трёх первых самолетов L-200 Morava и в этот период в авиапредприятие стали поступать новые самолёты Ил-14, общее количество таких самолётов было 10 и на них осуществлялись перевозки пассажиров до 1973 года.

 

В 1957 году был построен первый аэровокзал (в последствии это помещение было передано авиационно-технической базе, в настоящее время там находится Служба транспортного обслуживания).

 

1 апреля 1961 года инженерно-авиационная служба была выделена из состава 231 летного отряда и стала самостоятельным подразделением.

 

15 июля 1961 года инженерно-авиационная служба была переименована в линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ).

 

10 декабря 1961 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Сталинград был переименован в город Волгоград.

 

В 1964 году 231 летный отряд приступил к эксплуатации реактивных пассажирских самолетов Ту-124. Пассажирские перевозки на данном типе воздушного судна осуществлялись до 1976 года. Общий парк воздушных судов Ту-124 состоял из 10 самолетов.

 

1 декабря 1967 года линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ) были преобразованы в авиационно-техническую базу (АТБ). Начальником АТБ был назначен Малашин Александр Александрович.

 

В 1969 году Панфилову Ивану Трофимовичу было присвоено звание "Заслуженный пилот СССР".

 

1971 год - введён в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс "Павильон 700".

 

В 1973 году на должность командира 231 летного отряда был назначен пилот 1 класса Дугин Владимир Иванович.

 

23 марта 1972 года был выполнен первый рейс на Як-40 по маршруту Волгоград - Минеральные Воды - Волгоград в составе экипажа: Командир воздушного судна Концевой Г.А., второй пилот Филиппов С.Д., бортмеханик Кузнецов В.А.

 

25 марта 1972 года был выполнен первый рейс на самолете Ту-134 по маршруту Волгоград - Киев - Волгоград в составе экипажа: командир воздушного судна Сысойкин Евгений Иванович, второй пилот Чаков Юрий Васильевич, штурман Алхутов Геннадий Александрович, бортмеханик Андреев Василий Петрович, проверяющий Андрейчик Николай Васильевич.

 

В 1974 году Приказом Начальника Северо-Кавказского Управления гражданской авиации аэропорт Воропоново был ликвидирован, а 80 летный отряд авиации спецприменения переведен в аэропорт Волгоград (Гумрак).

 

С 1974 года в Волгоградском объединенном авиаотряде образовались два летных отряда: 231 ЛО (командир - Дугин Владимир Иванович) и 80 ЛО (командир - Чернышов Бронислав Иванович). Пилоты 231 летного отряда выполняли пассажирские перевозки на самолетах Ту-134 А и Як-40, а пилоты 80 летного отряда выполняли авиахимические работы и пассажирские полеты на местных воздушных линиях Волгоградской области на самолетах Ан-2. Руководил авиапредприятием в эти годы Андрейчик Николай Васильевич.

 

В феврале 1975 года на должность командира Волгоградского объединенного авиаотряда был назначен пилот 1 класса Андрейчик Николай Васильевич.

 

9 февраля 1983 года в авиапредприятии состоялось торжественное собрание посвященное 60-летию образования Аэрофлота и 50-летию образования Волгоградского объединенного авиаотряда. Этому событию посвящен отдельный раздел в Интерактивном музее.

 

В январе 1987 года 231 летный отряд приступил к эксплуатации среднемагистрального трехдвигательного пассажирского самолета Як-42. Первый рейс на самолет Як-42 из Саратовского авиазавода в аэропорт Волгоград выполнил экипаж под руководством командира воздушного судна пилота-инструктора Гонтарь Геннадия Алексеевича.

 

2 февраля 1987 года введена в эксплуатацию автоматизированная система управления воздушным движением "Старт" (АС УВД "Старт") в комплекте с РЛК "Иртыш".

 

20 октября 1987 года Приказом Министерства Гражданской авиации № 201 от 21.08.1987 г. и Приказа Северо-Кавказского Управления Гражданской авиации № 014 от 20.10.1987 г. 231 Летный отряд был переименован в Летный отряд № 2, а 80 Летный отряд сельхозавиации - в Летный отряд № 1.

 

3 июня 1989 года был выполнен рейс по маршруту Хабаровск - Волгоград - Хабаровск на самолете Ту-154 А.

 

2 декабря 1992 года на основании Приказа №134 генерального директора концерна "Югавиа", Волгоградский объединенный авиаотряд был разделен на два государственных предприятия: Аэропорт Волгоград и Авиакомпанию "Волга".

 

4 января 1993 года была создана Региональная Поисково-спасательная база Государственного предприятия "Аэропорт Волгоград"  на основании Приказа № 7 от 27 июня 1992 г. Департамента воздушного транспорта и Приказа № 127 от 30 октября 1992 г. начальника Южного регионального управления воздушного транспорта. Первым руководителем РПСБ был назначен Белецкий Олег Александрович.

 

25 февраля 1993 года состоялась отчетно-выборная профсоюзная конференция авиационных работников Государственного предприятия "Аэропорт Волгоград", на которой председателем профсоюзного комитета был избран Кулиев Владимир Новруз-оглы.

 

13 июля 1993 года решением №439 комитета по управлению государственным имуществом по Волгоградской области государственное предприятие "Аэропорт Волгоград" преобразовано в Акционерное общество открытого типа "Аэропорт Волгоград" (АООТ "Аэропорт Волгоград").

 

29 декабря 1994 года из Акционерного общества открытого типа "Аэропорт Волгоград" выделяется служба управления воздушным движением и создается Государственное унитарное предприятие по ИВП и УВД "Волгоградаэронавигация".

 

14 августа 1994 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1303-р аэропорту Волгоград присвоен статус "Международный аэропорт Волгоград".

 

26 января 1995 года первичная профсоюзная организация авиационных работников акционерного общества открытого типа "Аэропорт Волгоград" приняла решение о вхождении на правах членской организации в состав Волгоградского Областного Совета Профсоюзов.

 

28 марта 1997 года на основании решения собрания акционеров АООТ "Аэропорт Волгоград" переименован в Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Волгоград" (ОАО "МАВ").

 

В 1997 году летно-технический состав авиации спецприменения вышли из состава "Авиакомпании Волга", и стал самостоятельным Государственным унитарным предприятием "Волгоград-спецавиа" (ГУП "Волгоград-спецавиа").

 

1 декабря 1997 год - Международный аэропорт Волгоград отметил 45-летие со дня образования.

 

В 1998 году - Авиакомпания "Волга" была переименована в ООО "Волга Авиа-Экспресс".

 

В 2008 году - OOO "Волга Авиа-Экспресс" переименована в ООО "Air Volga".

 

В 2010 году авиакомпания ООО "Air Volga" объявила о банкротстве, активы и торговая марка были приобретены ООО "РусЛайн".

 

30 июля 2010 года ГУП "Волгоград-спецавиа" прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией.

 

Август 2010 года ООО "Новапорт" приобрел контрольный пакет акций Открытого акционерного общества "Международный аэропорт Волгоград".

 

10 августа 2016 года состоялось открытие нового аэровокзального комплекса "Терминал С" для международных авиаперевозок.

 

25 июля 2017 года Открытое Акционерное общество "Международный аэропорт Волгоград" переименовано в Публичное акционерное общество "Международный аэропорт Волгоград".

 

8 мая 2018 года состоялось открытие нового аэровокзального комплекса "Терминал С2" для перевозки авиапассажиров по территории Российской Федерации.

 

1 декабря 2017 года аэропорту Волгоград исполнилось 65 лет со дня образования.

 

1 декабря 2022 года Международный аэропорт Волгоград отмечает 70-летие со дня образования.