МЕЖДУНАРОДНЫЙ
АЭРОПОРТ
ВОЛГОГРАД

ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
О ПРОФСОЮЗЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ
ВОПРОС/ОТВЕТ
ДОКУМЕНТЫ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
НАПИСАТЬ НАМ
КОНТАКТЫ

8(8442) 261-261
доб. 12-02

+7 (917) 333-66-41

Все права защищены © 2015 - 2025

Первичная профсоюзная организация Общероссийского ПРОФСОЮЗА авиационных работников

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ В СТАЛИНГРАДЕ-ВОЛГОГРАДЕ

 

 

 

Архивные документы

 

 

История развития авиации в Сталинграде-Волгограде

 

Руководство Волгоградского объединенного авиаотряда в 1982 году обратилось с письмом в архивные учреждения г. Москвы и г. Саратова с просьбой подтвердить дату зарождения авиации в Сталинграде.

 

Из предоставленных архивных справок следует, что первые авиаторы появились в Сталинграде в 1932 году и организационно авиаотряд входил в состав Волжского управления сельскохозяйственной авиации, расположенного в г. Саратове.

 

Весной 1932 года из Саратова в Сталинград прибыло звено в количестве 6 самолетов По-2 для работы по борьбе с личинками малярийного комара. Командиром звена был назначен пилот Верёвкин Иван Фёдорович (информация о нём имеется на сайте в разделе "Бессмертный полк"). Руководил оперативным отрядом пилот Анурьев Георгий Алексеевич.

 

В 1932 году было принято решение о строительстве аэропорта Воропоново недалеко от железнодорожной станции имени Максима Горького в г. Сталинграде. В этот же году из Нижне-Волжской авиационной базы Всесоюзного треста сельскохозяйственной и лесной авиации в Сталинград из Саратова были направлены пять самолетов и летно-технический состав.

 

13 января 1933 года для производства полетов на трассе Саратов-Сталинград по обслуживанию Приволжского округа, было принято решение об организации особого отряда в составе: командир отряда - пилот Ефимов; пилоты: ПавловПанфилов, Куликов, Евдокимов; авиатехники: Даниличев, Волоха, Чистяков, Свечин; рабочие: Смирнов В.В., Муштаков, Пушков.

 

10 февраля 1933 года Приказ №11 по Волжскому Управлению сельскохозяйственной авиации объявляется о распределении командного и летно-технического состава по отрядам:

1. Южный отряд, начальник отряда - пилот Анурьев Георгий Алексеевич;

2. Особый отряд связи, начальник отряда - пилот Бибиков Михаил Яковлевич.

Начальником Сталинградского аэропорта был назначен Конев Степан.

Местом базирования летных отрядов стал аэропорт Воропоново в Сталинграде.

 

На основании архивных документов началом создания Волгоградского объединенного авиаотряда можно считать 10 февраля 1933 года.

 

21 декабря 1935 года - Приказ по Волжскому Управлению ГВФ №182 от 21 декабря 1935 г. Мордовина Алексея Никифоровича с 20 декабря 1935 года утвердить командиром Сталинградского авиасоединения (243 и 36 отрядов). Кузнецова Ф.И. командира Сталинградской авиагруппы освободить от обязанностей и отбыть в распоряжение ОКГУГВФ.

 

27 февраля 1943 года после изгнания немецко-фашистских захватчиков из Сталинграда, в аэропорту Воропоново начались восстановительные работы и в скором времени он возобновил свою работу. На должность командира Сталинградского авиаподразделения Московского Управления ГВФ 23 февраля 1943 года был назначен старший лейтенант Савельев Виктор Валентинович.

 

17 февраля 1950 года Жвикевич Константин Герасимович был назначен на должность командира 243 авиационного отряда ГВФ в аэропорту Воропоново.

 

30 марта 1951 года на должность начальника Сталинградского аэропорта Московского Управления Гражданского Воздушного Флота был назначен старший лейтенант гражданской авиации Назаренко Василий Семёнович.

 

В 1952 году Приказом Начальника Северо-Кавказского территориального управления Гражданского воздушного флота часть личного состава аэропорта Воропоново была переведена на бывший военный аэродром Гумрак.

 

1 декабря 1952 года на должность начальника Сталинградского аэропорта (Гумрак) Северо-Кавказского территориального управления Гражданского воздушного флота был назначен Панфилов Иван Трофимович, майор гражданской авиации. До своего назначения на эту должность Панфилов И.Т. был заместителем начальника по летной службе Берлинского аэропорта Шёнефельд.

 

В марте 1957 года из аэропорта Воропоново в аэропорт Гумрак были направлены три самолёта Ан-2 с экипажем, а затем ещё два самолета вместе с экипажем.

 

26 июня 1957 года был издан Приказ "Об организации 231 летного отряда, объединенного с аэропортом 1-го класса города Сталинград".

 

8 августа 1957 года Приказом начальника Северо-Кавказского территориального управления ГВФ был организован 231 летный отряд. Первым его командиром и начальником аэропорта одновременно был назначен Панфилов Иван Трофимович.

 

15 августа 1957 года была создана инженерно-авиационная служба в составе 231 летного отряда. Первым начальником службы был назначен инженер Матвеев Павел Дмитриевич.

 

В августе 1957 года 231 летный отряд приступил к эксплуатации трёх первых самолетов L-200 Morava и в этот период в авиапредприятие стали поступать новые самолёты Ил-14, общее количество таких самолётов было 10 и на них осуществлялись перевозки пассажиров до 1973 года.

 

В 1957 году был построен первый аэровокзал (в последствии это помещение было передано авиационно-технической базе, в настоящее время там находится Служба транспортного обслуживания).

 

1 апреля 1961 года инженерно-авиационная служба была выделена из состава 231 летного отряда и стала самостоятельным подразделением.

 

15 июля 1961 года инженерно-авиационная служба была переименована в линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ).

 

10 декабря 1961 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Сталинград был переименован в город Волгоград.

 

14 января 1963 года Приказом начальника Главного Управления ГВФ № 18/Л  от 12 января 1963 года начальник аэропорта Волгоград – Редькин Николай Иванович назначен на должность Командира Волгоградского Объединенного авиаотряда СКТУ ГВФ.

 

В 1964 году 231 летный отряд приступил к эксплуатации реактивных пассажирских самолетов Ту-124. Пассажирские перевозки на данном типе воздушного судна осуществлялись до 1976 года. Общий парк воздушных судов Ту-124 состоял из 10 самолетов.

 

1 декабря 1967 года линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ) были преобразованы в авиационно-техническую базу (АТБ). Начальником АТБ был назначен Малашин Александр Александрович.

 

В 1969 году Панфилову Ивану Трофимовичу было присвоено звание "Заслуженный пилот СССР".

 

1971 год - введён в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс "Павильон 700".

 

В 1973 году на должность командира 231 летного отряда был назначен пилот 1 класса Дугин Владимир Иванович.

 

23 марта 1972 года был выполнен первый рейс на Як-40 по маршруту Волгоград - Минеральные Воды - Волгоград в составе экипажа: Командир воздушного судна Концевой Г.А., второй пилот Филиппов С.Д., бортмеханик Кузнецов В.А.

 

25 марта 1972 года был выполнен первый рейс на самолете Ту-134 по маршруту Волгоград - Киев - Волгоград в составе экипажа: командир воздушного судна Сысойкин Евгений Иванович, второй пилот Чаков Юрий Васильевич, штурман Алхутов Геннадий Александрович, бортмеханик Андреев Василий Петрович, проверяющий Андрейчик Николай Васильевич.

 

В 1974 году Приказом Начальника Северо-Кавказского Управления гражданской авиации аэропорт Воропоново был ликвидирован, а 80 летный отряд авиации спецприменения переведен в аэропорт Волгоград (Гумрак).

 

С 1974 года в Волгоградском объединенном авиаотряде образовались два летных отряда: 231 ЛО (командир - Дугин Владимир Иванович) и 80 ЛО (командир - Чернышов Бронислав Иванович). Пилоты 231 летного отряда выполняли пассажирские перевозки на самолетах Ту-134 А и Як-40, а пилоты 80 летного отряда выполняли авиахимические работы и пассажирские полеты на местных воздушных линиях Волгоградской области на самолетах Ан-2. Руководил авиапредприятием в эти годы Андрейчик Николай Васильевич.

 

В феврале 1975 года на должность командира Волгоградского объединенного авиаотряда был назначен пилот 1 класса Андрейчик Николай Васильевич.

 

9 февраля 1983 года в авиапредприятии состоялось торжественное собрание посвященное 60-летию образования Аэрофлота и 50-летию образования Волгоградского объединенного авиаотряда. Этому событию посвящен отдельный раздел в Интерактивном музее.

 

Январь 1986 год на должность командира Волгоградского Объединенного авиаотряда – начальник аэропорта назначен Дмитриев Юрий Яковлевич.

 

В январе 1987 года 231 летный отряд приступил к эксплуатации среднемагистрального трехдвигательного пассажирского самолета Як-42. Первый рейс на самолет Як-42 из Саратовского авиазавода в аэропорт Волгоград выполнил экипаж под руководством командира воздушного судна пилота-инструктора Гонтарь Геннадия Алексеевича.

 

2 февраля 1987 года введена в эксплуатацию автоматизированная система управления воздушным движением "Старт" (АС УВД "Старт") в комплекте с РЛК "Иртыш".

 

20 октября 1987 года Приказом Министерства Гражданской авиации № 201 от 21.08.1987 г. и Приказа Северо-Кавказского Управления Гражданской авиации № 014 от 20.10.1987 г. 231 Летный отряд был переименован в Летный отряд № 2, а 80 Летный отряд сельхозавиации - в Летный отряд № 1.

 

22 ноября 1988 год решением конференции трудового коллектива Волгоградского Объединенного авиаотряда (Протокол № 18 от 22.11.1988 г.) Дмитриев Юрий Яковлевич избран командиром Волгоградского Объединенного авиаотряда.

 

3 июня 1989 года был выполнен рейс по маршруту Хабаровск - Волгоград - Хабаровск на самолете Ту-154 А.

 

2 декабря 1992 года на основании Приказа №134 генерального директора концерна "Югавиа", Волгоградский объединенный авиаотряд был разделен на два государственных предприятия: Аэропорт Волгоград и Авиакомпанию "Волга".

 

3 декабря 1992 года в соответствии с Приказом Генерального директора авиатранспортного концерна «Южные авиалинии» (Югавиа) №100/Л от 03.12.1992 г. На должность начальника аэропорта Волгоград назначен Дмитриев Юрий Яковлевич.

 

1 января 1993 года на должность Начальника Государственного предприятия «Аэропорт Волгоград» назначен Дмитриев Юрий Яковлевич

 

4 января 1993 года была создана Региональная Поисково-спасательная база Государственного предприятия "Аэропорт Волгоград"  на основании Приказа № 7 от 27 июня 1992 г. Департамента воздушного транспорта и Приказа № 127 от 30 октября 1992 г. начальника Южного регионального управления воздушного транспорта. Первым руководителем РПСБ был назначен Белецкий Олег Александрович.

 

25 февраля 1993 года состоялась отчетно-выборная профсоюзная конференция авиационных работников Государственного предприятия "Аэропорт Волгоград", на которой председателем профсоюзного комитета был избран Кулиев Владимир Новруз-оглы.

 

13 июля 1993 года решением №439 комитета по управлению государственным имуществом по Волгоградской области государственное предприятие "Аэропорт Волгоград" преобразовано в Акционерное общество открытого типа "Аэропорт Волгоград" (АООТ "Аэропорт Волгоград").

 

13 июля 1993 год в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольный объединений государственных предприятий в акционерные общества», распоряжением Госкомимущества России от 16.09.1992 г. № 444-р «Об особенностях преобразования в акционерные общества и приватизация предприятий авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», особыми условиями акционирования и приватизации аэропортов, утвержденными Госкомимуществом России и Министерством транспорта России 30.09.1992 г., Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области утвердил план приватизации государственного предприятия «Аэропорт Волгоград» в акционерное общество открытого типа «Аэропорт Волгоград» (АООТ «Аэропорт Волгоград»).

 

Июль 1993 год на должность Генерального директора Акционерного общества открытого типа «Аэропорт Волгоград» Южного регионального управления воздушного транспорта назначен Дмитриев Юрий Яковлевич.

 

22 июля 1994 год состоялось первое собрание акционеров Акционерного общества открытого типа «Аэропорт Волгоград». На основании Распоряжения № 642-р от 22.07.1994 г. Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области был заключен контракт с Дмитриевым Юрием Яковлевичем – Генеральным директором акционерного общества открытого типа «Аэропорт Волгоград».

 

12 августа 1994 год Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. №1303-р аэропорту Волгоград был присвоен статус – международный – «Международный аэропорт Волгоград».

 

1 декабря 1994 год в АООТ «Международный аэропорт Волгоград» была создана инженерно-авиационная служба. Освоена техника эксплуатации самолетов Ан-2, Ан-26, Ан-30, Ан-74, Ту-134 А, Як-42, Ту-154А, Ил-76. Руководителем службы был назначен Селиванов Валерий Юрьевич.

 

29 декабря 1994 года из Акционерного общества открытого типа "Аэропорт Волгоград" выделяется служба управления воздушным движением и создается Государственное унитарное предприятие по ИВП и УВД "Волгоградаэронавигация".

 

14 августа 1994 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1303-р аэропорту Волгоград присвоен статус "Международный аэропорт Волгоград".

 

26 января 1995 года первичная профсоюзная организация авиационных работников акционерного общества открытого типа "Аэропорт Волгоград" приняла решение о вхождении на правах членской организации в состав Волгоградского Областного Совета Профсоюзов.

 

30 августа 1995 год Генеральный директор АООТ «Международный аэропорт Волгоград» Дмитриев Юрий Яковлевич был награжден Почетной грамотой Главы Администрации Волгоградской области.

 

21 февраля 1997 года состоялась II отчетно-выборная профсоюзная конференция авиационных работников АООТ «Аэропорт Волгоград». Председателем профсоюзной организации был избран Кулиев В.Н.

 

28 марта 1997 года на основании решения собрания акционеров АООТ "Аэропорт Волгоград" переименован в Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Волгоград" (ОАО "МАВ").

 

28 марта 1997 года состоялось заседание Совета директоров Открытого акционерного общества «Международный аэропорт Волгоград», на котором на должность генерального директора сроком на пять лет был избран Дмитриев Юрий Яковлевич. На этом же заседании Дмитриев Ю.Я. был избран Председателем Совета директоров ОАО «Международный аэропорт Волгоград».

 

В 1997 году летно-технический состав авиации спецприменения вышли из состава "Авиакомпании Волга", и стал самостоятельным Государственным унитарным предприятием "Волгоград-спецавиа" (ГУП "Волгоград-спецавиа").

 

1 декабря 1997 год - Международный аэропорт Волгоград отметил 45-летие со дня образования.

 

16 декабря 1997 год. Генеральному директору ОАО «Международный аэропорт Волгоград» Дмитриеву Юрию Яковлевичу Указом Президента Российской Федерации присвоено почетное звание – «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

 

В 1998 году - Авиакомпания "Волга" была переименована в ООО "Волга Авиа-Экспресс".

 

5 декабря 2000 год Генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Волгоград» Дмитриев Юрий Яковлевич награждён нагрудным знаком «Почетный работник транспорта России». Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 05.12.2000 г. № 917/н. Номер знака 5209.

 

26 апреля 2002 года состоялась III отчетно-выборная профсоюзная конференция первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза авиационных работников ОАО «Международный аэропорт Волгоград». Председателем профсоюзной организации был избран Кулиев В.Н.

 

16 декабря 2005 года состоялась IV отчетно-выборная профсоюзная конференция первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза авиационных работников ОАО «Международный аэропорт Волгоград». Председателем профсоюзной организации был избран Кулиев В.Н.

 

В 2008 году - OOO "Волга Авиа-Экспресс" переименована в ООО "Air Volga".

 

10 декабря 2010 года состоялась V отчетно-выборная профсоюзная конференция первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза авиационных работников ОАО «Международный аэропорт Волгоград». Председателем профсоюзной организации был избран Кулиев В.Н.

 

В 2010 году авиакомпания ООО "Air Volga" объявила о банкротстве, активы и торговая марка были приобретены ООО "РусЛайн".

 

30 июля 2010 года ГУП "Волгоград-спецавиа" прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией.

 

Август 2010 года ООО "Новапорт" приобрел контрольный пакет акций Открытого акционерного общества "Международный аэропорт Волгоград".

 

20 июля 2015 года на должность Генерального директора ПАО "Международный аэропорт Волгоград" назначен Дмитриев Сергей Евгеньевич.

 

15 октября 2015 года состоялась VI отчетно-выборная профсоюзная конференция первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза авиационных работников ОАО «Международный аэропорт Волгоград». Председателем профсоюзной организации был избран Кулиев В.Н.

 

21 июля 2016 года введены в эксплуатацию новая взлётно-посадочная полоса и новейшая светосигнальная система.

 

10 августа 2016 года состоялось открытие нового аэровокзального комплекса "Терминал С" для международных авиаперевозок.

 

25 июля 2017 года Открытое Акционерное общество "Международный аэропорт Волгоград" переименовано в Публичное акционерное общество "Международный аэропорт Волгоград".

 

8 мая 2018 года состоялось открытие нового аэровокзального комплекса "Терминал С2" для перевозки авиапассажиров по территории Российской Федерации.

 

1 декабря 2017 года аэропорту Волгоград исполнилось 65 лет со дня образования.

 

2 сентября 2020 года состоялась VII отчетно-выборная профсоюзная конференция первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза авиационных работников ОАО «Международный аэропорт Волгоград». Председателем профсоюзной организации был избран Кулиев В.Н.

 

1 декабря 2022 года Международный аэропорт Волгоград отмечает 70-летие со дня образования.

 

20 февраля 2025 года состоялась VIII отчетно-выборная профсоюзная конференция первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза авиационных работников АО «Международный аэропорт Волгоград», на которой председателем профсоюзной организации был избран Кулиев В.Н.

 

29 апреля 2025 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в целях увековечения Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. подписал Указ «О присвоении международному аэропорту Волгоград историческое наименование «Сталинград».